5 ключевых навыков психолога- консультанта (помогающего специалиста)
Вы хотите обратиться к помогающему специалисту со своей проблемой. Как определить, что он профессионал, что поможет вам, а не навредит? На мой взгляд, важны не только инструменты, которые он использует – психологические техники, метафорические карты, таро, руны, нумерология, астрологическая карта, чтение по рукам, лицу… Он может владеть всеми в совершенстве, но… увы, «добро не причинит», а ущерб нанесет. Почему?
Потому что главное в работе помогающего специалиста не техники и инструменты, а ключевые компетенции. Какие?
- Терапевтическое присутствие
- Эмпатия и резонансный отклик
- Психологическая устойчивость
- Системное видение
- Профессиональная рефлексия
- Навык «терапевтического присутствия» дает клиенту возможность почувствовать себя в безопасном пространстве. Профессиональный консультант не занимает своей экспертностью и категоричными высказываниями всю территорию, а с уважением относится к личному пространству клиента, предоставляя ему место для проявления эмоций, чувств. Консультант как бы растворяется, становится «прозрачным» и одновременно все видит, слышит, наблюдает, замечает и в клиенте, и в себе.
Очень часто, желая выплеснуть на клиента свои знания, мы забываем дать ему пространство для проявления. Конечно, если человек пришел послушать экспертное мнение специалиста, то логично, что специалист будет говорить больше, чем клиент. Однако важно вовремя почувствовать, увидеть потребность клиента высказаться, проявить эмоции, дать обратную связь. И способность просто «быть», находиться рядом, слышать и слушать необходима.
- Эмпатия и резонансный отклик подразумевают способность сопереживать, быть сердечным и сострадательным (не путать с жалостью). Готовность говорить о чувствах, своих и клиента, активно слушать, слышать не только себя, но и слова клиента, понимать то, что он хочет сказать, способность считывать невербальные знаки, смотреть туда, куда клиент не хочет или боится смотреть.
- Психологическая устойчивость дает возможность «заземления», «центрирования», безоценочность и нейтралитет. Все мы люди, но для специалиста важно сохранять баланс. Вовремя увидеть, какая «кнопка» сработала, что «зацепило», стало раздражать, вывело из равновесия, отследить и после сессии вернуться к этой теме на личную проработку. Готовность озвучивать чувства, называть вещи своими именами, идти на уместную конфронтацию с клиентом.
- Профессиональная рефлексия и продвижение. Помогающим специалистам, на мой взгляд, учиться и развиваться желательно непрерывно. Проходить личную терапию, работу с собой, вести личный дневник, наблюдать за работой коллег, читать профессиональную литературу. Написание постов в социальных сетях, статей, съемка видео, — все это тоже способствует развитию и продвижению. Ну, и повышение квалификации, обучение, саморазвитие. Вклад в себя – самый ценный вклад, потому что специалист – это, прежде всего Личность!
Как писал в своем стихотворении Николай Заболоцкий:
«Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!»
- Системное видение. Видеть связи между системами, явлениями, событиями, людьми, анализировать, наблюдать, сопоставлять. Системное мышление – это мега навык, который предполагает глубокий анализ фактов, последовательность, детализацию, способность видеть частное и общее. Родовая система и включенность человека в нее, связь Тела-Эмоций-Ума-Духа, корреляции и конфликты в системе личности человека и .т.д.
Вот такой «чемоданчик» ключевых компетенций желательно иметь специалистам помогающих профессий. Эти навыки развиваются и оттачиваются непрерывно. Все мы люди, все мы можем ошибаться, делать что-то неправильно, набивать «шишки» и снова пробовать. И тем не менее наша задача минимизировать «провалы» и двигаться к мастерству.